7 класс

Examples of my work

Кейс 1.

Как нарисовать клубнику в программе Inkscape

Как нарисовать клубнику

Штамповка придет нам на помощь чуть позже, а пока давайте посмотрим, как нарисовать клубнику. Для начала выведем ее форму. Рисуем круг, а затем оконтуриваем его (меню Контур — Оконтурить объект, (Ctrl+Shift+C)). Узлами выводим форму клубники.

Заливаем фигуру радиальным градиентом от светлого красного цвета, к более темному цвету. Центральная точка градиента цвет — ff0000ff, боковые точки цвет — aa0000ff.

Далее в уроке как нарисовать клубнику рисуем зернышки. Создаем овал и заливаем его линейным градиентом. Цвета такие же, как и на клубнике — от темного к светлому красному цвету.

Дублируем овал (Ctrl+D), уменьшаем (<) и тоже заливаем линейным градиентом. Цвета: желтый — ffff00ff и оранжевый — ff6600ff.

Сгруппируйте оба овала в один объект (выделить оба и нажать Ctrl+G) и уменьшите его.

Когда зернышко готово, можно начать штамповку. Просто перемещайте зернышко по клубнике, не отпуская клавишу мыши, и нажимайте Пробел. На рисунке ниже вы можете видеть, сколько я наштамповал.

Следующим этапом будет рисование блика. «Кривыми Безье» и при помощи узлом создаем фигуру как на рисунке ниже.

На месте зерен рисуем овалы и располагаем как на рисунке.

Между бликом и каждым овалом проводим логическую операцию «Разность» (меню Контур – Разность (Ctrl+ -)). После этого нужно втянуть блик — меню Контур – Втянуть или Ctrl+(. Нажать два раза.

Ну и осталось в этом уроке как нарисовать клубнику нарисовать хвостик. Его мы сделаем из нескольких частей, а потом объединим в одну фигуру. На рисунке ниже вы можете видеть, какие именно фигуры я нарисовал. Для отличия придал им разные цвета.

Далее я просто все их выделяю и нажимаю (Ctrl++) или операция «Сумма» (меню Контур – Сумма). Получился симпатичный хвостик, цвет которого зеленый — 71c837ff.

Как вы видите на рисунке, я нарисовал и внутреннюю часть, цвет которой темнее — 5aa02cff. С этой задачей я предлагаю вам справиться самостоятельно.

Можно еще добавить обводку хвостику, и залить линейным градиентом. Верхняя точка градиента будет зеленого цвета — 5aa02cff, а нижняя точка прозрачная на 100%. Толщина обводки – 5.

свернуть

Кейс 2.

Как нарисовать гриб поэтапно в программе Inkscape

Для начала, в уроке как нарисовать гриб, рисуем ножку и шляпку. Создаем и оконтуриваем прямоугольник (меню Контур — Оконтурить объект, (Ctrl+Shift+C)). При помощи узлов выводим форму ножки.

Точно таким же образом рисуем шляпку. Создаем круг, оконтуриваем и узлами выводим форму шляпки.

Создаем овал и располагаем его внизу шляпки.

Когда все компоненты готовы, соединяем их и начинаем раскрашивать гриб. Ножка – цвет eee8e0ff.

Однотонный цвет ножки гриба смотрится не очень хорошо поэтому, добавим справа еще один кусочек.

Дублируем ножку (Ctrl+D), а затем создаем фигуру, которую вы видите на рисунке ниже – она красного цвета.

Выполняем операцию «Разность» (Ctrl+ — ). Цвет кусочка который получился — cbb9a3ff и прозрачность — 50%.

Чтобы завершить создание ножки в уроке как нарисовать гриб, нужно нарисовать тень от шляпки.

Опять же дублируем ножку (Ctrl+D), создаем фигуру нужной формы и …

выполняем операцию «Разность» (Ctrl+ — ). Кусочек который получился заливаем линейным градиентом – верхняя точка цвет — bea78cff (непрозрачность 100%), нижняя точка цвет — e0d5c8ff (непрозрачность 0%).

Не забудьте добавить обводку ножке – толщина 1, цвет 80% grey (333333ff). При добавлении или изменении цвета обводки всегда удерживайте клавишу Shift! Если этого не делать, будет меняться цвет всей фигуры.

Переходим на шляпку и придаем ей цвет — 483e37ff. Овал внизу шляпки заливаем радиальным градиентом – центральная точка цвет — 715b30ff, боковые точки цвет — e7ca92ff.

Нам осталось только добавить шляпке гриба блик. Создаем меленький овал, цвет которого — 6c5d53ff, и размещаем на шляпке.

 

Вместо сплошного цвета заливаем радиальным градиентом – все, гриб готов!

Теперь вы знаете, как нарисовать гриб в Inkscape. Можно еще добавить траву, которую я рисовал по такому же принципу, как и хвостик у клубники

свернуть

Обобщающее повторение по теме "Работа с векторной графикой". Выполнение практических заданий на заданную тему

 

 

Сделано на Padlet

 

Сделано на Padlet
свернуть

Рисуем поэтапно: веселая звездочка в Inkscape

Сегодня мы рисуем пошагово веселую звездочку в Inkscape. Урок совершенно не сложный и основной фигурой в нем, как вы уже догадались, будет звезда. Найти ее можно на панели инструментов слева «Рисовать звезды и многоугольники». Иконка настолько понятная, что вы без труда ее найдете. Ну что ж, нажимаем на иконку — рисовать звезды, и начинаем!

Рисуем пошагово

Сначала рисуем обычную пятиугольную звезду, как видите у нее острые края и наша задача закруглить углы. Это можно сделать при помощи закругления, придав значение 0,200, как на рисунке ниже. Попробуйте придать большее или меньшее значение и посмотрите что получится.

Далее нужно немного потянуть за внутренний узел, чтобы наша звездочка не была «худой». Можете придать звездочке толщину на свое усмотрение.

Добавляем обводку и придаем толщину в меню «Заливка и обводка – Стиль обводки» 25,000 рх. Или толщину обводки на ваше усмотрение, как вам больше нравится. Придаем обводке цвет немного темнее звездочки.

Наша звездочка готова и далее рисуем пошагово глаза. Создаем овал инструментом «Рисовать круги, эллипсы и дуги» (F5) с обводкой черного цвет и заливкой фигуры белого цвета.

Заливаем линейным градиентом – верхняя точка белый цвет, нижняя точка серый цвет 70% grey.

После этого, дублируем (Ctrl+D) наш овал, заливаем черным цветом и уменьшаем клавишей (<).

Ну вот, один глаз звездочки готов, и осталось только перенести его на рисунок. Для этого нужно его сгруппировать. Выделяем оба овала и группируем – меню «Объект — Сгруппировать» или сочетанием клавиш (Ctrl+G). Теперь можно легко перенести глаз на рисунок, но перед этим немного уменьшить и повернуть.

Второй глаз мы получим, просто продублировав уже готовый.

Итак, у нас уже готова звездочка с глазами и для завершения рисунка рисуем пошагово улыбку. Для этого кривыми Безье рисуем треугольник, такой примерно формы как на рисунке.

Из созданного треугольника, при помощи узлов, делаем форму улыбки и заливаем черным цветом. Остается только перенести улыбку на рисунок, повернув и уменьшив ее «под рисунок звездочки».

С остальными двумя фигурами — уголками рта звездочки, я предлагаю вам справиться самостоятельно. Они рисуются точно также как и улыбка, только немножко другой формы – треугольник кривыми Безье, а затем, при помощи узлов, делаете нужную вам форму.

Уверен, что вы легко справились с уроком — рисуем пошагово звездочку потому, что в нем нет абсолютно ничего сложного.

свернуть

Как рисовать облака и солнце поэтапно в Inkscape

Как рисовать облака

Итак, конечно же начинаем с облака, которое рисуется очень просто. Для его создания нам нужно много овалов. Выделяем нарисованные овалы и при помощи операции «Сумма» (Ctrl++) образуется облако. На рисунке снизу я отобразил описание — как рисовать облака.

Далее добавляем обводку, ширину которой вы можете подобрать по своему вкусу.

Теперь раскрашиваем наше готовое облако и его обводку при помощи линейного градиента. У обводки, так же как и у заливки, есть градиенты.

Сначала заливаем облако – вертикально ставим линейный градиент и придаем верхней точке синий цвет, нижней точке белый цвет.

Если присмотреться к рисунку ниже, то можно увидеть, что градиент обводки другого цвета – это позволяет не перепутать их. Также вертикально ставим градиент обводки и придаем цвета как у облака, но в точности наоборот – верхней точке белый цвет, нижней точке синий.

Рисуем солнце

Вы уже узнали, как рисовать облака, и далее рисуем солнце. Облако опустите вниз – оно пока нам не пригодится. Выбрав инструмент «Рисовать звезды и многоугольники» нужно немного втянуть звезду, потянув за внутренний узел.

В окошке «Углы» меняем количество углов на пятьдесят. Можете больше или меньше, но обязательно, углов должно быть четное количество.

Далее нам нужно оконтурить объект – меню «Контур – Оконтурить объект» или клавишами (Shift+Ctrl+С)

Увеличиваем масштаб, чтобы были хорошо видны узлы и удаляем каждый второй внутренний узел. Если все получилось, то должна быть вот такая картина как на рисунке.

Поднимаем рычаги верхних узлов, как показано на рисунке.

Нужно поднять все рычаги верхних узлов поочередно. Как вы, наверное, уже заметили, на рисунке рычаги подняты не ровно – делать их ровными необязательно и далее вы поймете почему.

Выбираем радиальный градиент и боковым точкам придаем значение прозрачности 100%. Центральная же точка остается непрозрачной.

Убираем градиент – солнце готово!

Переместить солнце к облаку, я думаю, не составит труда. У меня на конечном рисунке присутствует фон, и если вы тоже хотите его создать, то нарисуйте прямоугольник и залейте линейным градиентом от белого, до светло-синего цвета. Клавишей (End) опустите на задний план. Поэкспериментируйте с цветом фона – это интересно.

свернуть

Операционная система

Устройства компьютера

Игра "Кто хочет стать миллионером?" 

 

свернуть

Операции div, mod

Составить программу, которая вычисляет сумму трёх целых чисел

 

Запишите результат, выполнив фрагмент программы

 

Составить программу, которая вычисляет сумму цифр данного трёхзначного числа

свернуть

Команды ввода и вывода. Команда присваивания

Составить программу, вычисляющую периметр прямоугольника

 

свернуть

Основные понятия Pascal ABC

Советы по рисованию фигур в Inkscape

Как создать новый документ в Inkscape

Советы по рисованию фигур в Inkscape

Как рисовать прямоугольники и квадраты в Inkscape

Как рисовать круги, эллипсы и дуги в Inkscape

 Как рисовать спирали в Inkscape

Как рисовать звезды и многоугольники в Inkscape

Создание и редактирование фигур

свернуть

Создание и редактирование векторного изображения

Теоретическая часть
Редактирование изображения - это внесение в это изображение изменений.
      Так как векторное изображение состоит из деталей - объектов, значить редактировать можно, добавляя, удаляя или изменяя отдельные объекты. Изменять можно только выделенные объект.
Инструментом Выделить и трансформировать  выделяют фигуры. Выделенные фигуры можно:
  • удалять клавишей Delete
  • наклонять
  • поворачивать
  • отражать горизонтально( клавиша H)  и вертикально (клавиша V)
  • масштабировать
  • перемещать в рабочей области
Форму объекта меняют с помощью инструмента Редактировать узлы контура
 
Практическая часть
Задание 1. Создайте изображение. Сохраните в своей папке под именем Трактор.
Задание 2. Создайте изображение Сохраните в своей папке под именем Ракета
 
Электронная рабочая тетрадь
 
 
 
 
 
Проверка знаний
 
 
свернуть

Создание и редактирование векторного изображения

Понятие векторного объекта и его параметры: положение, размер, стиль обводки и заливки. Инструменты рисования фигур.
Теоретическая часть
 Загрузка изображения
  1. Выберите команду Файл - Открыть (или Ctrl + O)
  2. Выберите папку, содержащую нужный файл.
  3. Выделите файл и нажмите кнопку Открыть
Сохранение изображения.
  1. Выберите команду Файл - Сохранить как... ( или Ctrl +S).
  2. Выберите папку, в которую должен быть сохранён файл
  3. В поле Имя файла введите имя укажите имя файла и нажмите кнопку Сохранить
Изменение фона страницы рисования
Нажмите Файл - Свойства документа. В области Фон щелкните по полю Цвет фона и выберите цвет фона.
 
Изменение размера страницы и единиц измерения
Нажмите Файл - Свойства документа. В области Другой Размер выберите единицы измерения и введите значения ширины и(или) высоты страницы).
 
Изменения ориентации страницы рисования
Нажмите Файл - Свойства документа. В области Ориентация выберите один из вариантов 
  • Портрет
  • Альбом
 Сглаживание(закругление) угла - замена угла на часть окружности или эллипса, вписанного в этот угол
Видео Создание векторного изображения
Практическая часть
Задание 1. Создайте изображение Буратино. Сохраните в  своей папке в файле под именем Буратино.
Задание 2. Создайте изображение робота. Сохраните в своей папке под именем Робот
 
Задание 3. Создайте изображение Колобок. Сохраните в своей папке под именем Колобок
Электронная рабочая тетрадь
 
 
 
 
 
Проверка Знаний
 
свернуть

Понятие векторной графики

Векторная графика. Представление о цветовых моделях. Интерфейс векторного графического редактора
 
Теоретическая часть

       В зависимости от способа представления в памяти компьютерную графику можно разделить на два вида: растровую и векторную.

Растровое изображение —  совокупность отдельных пикселей, каждый из которых  имеет свой цвет.
Векторное изображение — совокупность геометрических объектов (круги, эллипсы, отрезки и т.д.) и  описаний параметров объектов, определяющих их внешний вид и взаимное расположение.
Цветовая модель - описание представления цвета в виде набора чисел, называемых цветовыми компонентами.
      Цветовые модели описывают цветовые оттенки с помощью смешивания нескольких основных цветов. Любой цвет можно разложить на оттенки и сопоставить ему набор чисел — цветовых координат.
      Основные цвета разбиваются на оттенки по яркости — от темного к светлому. Каждому оттенку присваивается числовое значение (например, самому темному — 0, самому светлому — 255).
      В мониторах используется цветовая модель RGB Любой цвет в этой модели представляет собой сложение трех основных цветов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue).
      В полиграфии используется цветовая модель CMYK, основные цвета в ней — голубой (Cyan), пурпурный (Magenta),  желтый (Yellow) и черный (blacK). Данную цветовую модель часто применяют для принтеров.
      При цветовой коррекции изображений используют модель HSB, в которой многообразие цветов образуется в результате регулировки оттенка (Hue), насыщенности (Saturation)и яркости (Brightness).
      Векторный графический редактор - программа, которая предназначена для создания и редактирования векторных изображений.
Основные возможности графического редактора:
  • создание изображения;
  • редактирование изображения;
  • сохранения изображения в виде файла;
  • загрузка изображения из файла в оперативную память;
  • печать изображения
     Известные векторные редакторы: CorelDraw, AdobeIllustrator, Inkscape. Векторные графические редакторы позволяют выполнять разнообразные операции над графическими объектами.
Интерфейс векторного графического редактора

Векторный редактор Inkscape может работать с файлами различных форматов, например:
       .svg — формат, который использует редактор Inkscape;
       .eps — формат, обеспечивающий высокое качество рисунка;
       .png — растровый формат изображений, поддерживающий прозрачность фона;
       .bmp — несжатый растровый формат изображений;
       .pdf — формат обмена документов от Adobe, который может содержать любые сочетания: текст, шрифты, растровую и векторную графику.
 
Видео Понятие векторной графики
Практическая часть
Задание 1. Запустите векторный графический редактор Inkscape. Познакомьтесь с интерфейсом векторного графического редактора Inkscape.
 
Задание 2. Создайте следующее изображение. Сохраните в своей папке под именем Звезда.
Электронная рабочая тетрадь
 
 
 
 
 
 
Проверка знаний
 
свернуть

Операционная система

Назначение операционной системы. Основные функции ОС, элементы графического пользовательского интерфейса.  Диск, файл, папка, путь к файлу, размер файла. Файловые менеджеры. Типовые операции с папками.
 
Теоретическая часть
Операционная система(ОС) - комплекс программ, которые управляют работой компьютера и организуют диалог пользователя с компьютером.
     ОС загружается автоматически с диска в оперативную память и там остаётся до выключения компьютера и выполняет следующие функции:
  • запуск и выполнение всех процессов и программ;
  • управление хранением информации;
  • управление работой всех устройств компьютера;
  • взаимодействие пользователя с компьютером.
Наиболее распространённые  ОС для персональных компьютеров:
  1. MS DOS;
  2. MS WINDOWS(XP,7,8,10);
  3. Unix;
  4. Linux;
  5. Apple Mac Os
Пользовательский интерфейс - совокупность средств и способов взаимодействия человека и компьютера.
Основные элементы графического интерфейса:
  • Рабочий стол;
  • Панель задач;
  • меню кнопки Пуск;
  • окна;
  • значки;
  • ярлыки.
Рабочий стол - основное окно графического интерфейса ОС, занимающее все пространство экрана.
Значки рабочего стола:
  • компьютер;
  • корзина;
  • сетевое окружение;
  • мои документы;
  • проводник.
Меню - список для выбора команд.
Значок - объект рабочего стола(папка, файл).
Папка - область диска, где хранятся имена файлов и других папок.
Диск - физическое устройство для долговременного хранения информации.
Ярлык - это ссылка на объект(файл, каталог) и и всегда содержит стрелку

Окно программы появляется после запуска программы.

  • Диалоговые окна предназначены для организации диалога пользователя с компьютером
  • В окне справочной системы можно получить справку о работе программы
Элементы Панели задач:
  • Кнопка Пуск
  • Значки загруженных программ и открытых папок
  • Индикатор даты и времени
  • Индикатор языка
  • Индикатор сетевых подключений
  • Регулятор громкости звука.
Файловая система предназначена для организации выполнения операций над файлами и папками (каталогами).
Файл - поименованная  область на диске или другом компьютерном носителе, предназначенная для хранения информации.
Имя файла состоит из двух частей: собственного имени и расширения, разделенных точкой.
Расширение указывает на тип файла, имя может содержать от 1 до 255 символов. В именах нельзя использовать символы: \  /   |  :  *  ?  <    >  "
Путь к файлу — последовательность папок, начиная от самой верхней и заканчивая той, в которой непосредственно хранится файл. 
Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.

     Путь начинается с корневой папки (имени диска) и содержит последовательность имен папок, в которые вложен файл. Диски именуются большими буквами английского алфавита с двоеточием после буквы. Имена дисков начинаются с C:. После имени каждой папки ставится обратный слэш.

Для работы с файлами и папками используют программы, которые называют файловыми менеджерами.
Типовые операции с файлами и папками:
  • Поиск
  • Копировать
  • Переместить
  • Вставить
  • Удалить
  • Переименовать
  • Создать новую папку
Видео Операционная система
Практическая часть
 
 
Задание 5. Создайте дерево папок следующей структуры, изображенную на рисунке:
  • Создайте рисунок в  графическом редакторе Paint с эмблемой класса. Сохраните файл в папке Рисунки с именем Эмблема.
  • Создайте текстовый документ Расписание уроков. Сохраните файл с именем Расписание уроков в папке Тексты
  • Создайте пейзаж в  графическом редакторе Paint.  Сохраните файл в папке Рисунки с именем Пейзаж.
  • Создайте  текстовый документ со списком учителей работающих в вашем классе. Сохраните файл с именем Список учителей в папке Тексты
Результат работы покажите учителю.
 
свернуть

Современные компьютерные устройства

Современные компьютерные устройства
Различные типы компьютеров. Мобильные устройства. Назначение блоков персонального компьютера.
 Теоретическая часть
Аппаратное обеспечение - совокупность всех устройств компьютера.
Типы компьютеров:
Суперкомпьютеры - специализированная вычислительная машина, значительно превосходящая по своим техническим параметрам и скорости вычислений большинство существующих в мире компьютеров.
Мейнфреймы - большой универсальный высокопроизводительный отказоустойчивый сервер со значительными ресурсами ввода-вывода, большим объёмом оперативной и внешней памяти, предназначенный для использования в критически важных системах (англ. mission-critical) с интенсивной пакетной и оперативной транзакционной обработкой.
Серверы - специализированный компьютер и/или специализированное оборудование для выполнения на нём сервисного программного обеспечения (в том числе серверов тех или иных задач), без непосредственного участия человека.
Персональные компьютеры (ПК) - это прежде всего компьютер, предоставляющий возможность его использования пользователем в течение одной рабочей сессии.
Мобильные компьютеры:
Нетбуки - ультрапортативный ноутбук с относительно невысокой производительностью, предназначенный в основном для выхода в Интернет.
Планшет - это устройство из семейства мобильных компьютеров, которое обладает компактными размерами, сенсорным экраном и продолжительной автономной работой от батарей. 
Электронные книги - общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации.
Карманные компьютеры - портативное вычислительное устройство, обладающее широкими функциональными возможностями. КК часто называют наладонником (англ. palmtop) из-за небольших размеров.
Смартфоны (англ. smartphone — умный телефон) — мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера.
Основные блоки ПК: системный блок, монитор, клавиатура, мышь.
Периферийные устройства - устройства не входящие в системный блок.
Периферийные устройства ПК: принтер, сканер, звуковые колонки, микрофон, проектор, веб-камера, документ-камера.
Проектор - оптический прибор, предназначенный для создания действительного изображения плоского предмета небольшого размера на большом экране.
Веб-камера - малоразмерная цифровая видео- или фотокамера, способная в реальном времени фиксировать изображения, предназначенные для дальнейшей передачи по сети Интернет.
Документ-камера - особый класс телевизионных камер, предназначенных для передачи изображений документов (например, оригиналов на бумаге) в виде телевизионного сигнала или в какой-либо другой электронной форме.
Системный блок (англ. computer case, сленг. системник) — физически представляет собой шасси, которое наполнено аппаратным обеспечением для создания компьютера.
Состав системного блока:
  1. Системная плата: (процессор, ОЗУ,ПЗУ, видеокарта, звуковая карта, сетевая карта 
  2. Винчестер
  3. Блок питания
  4. Дисководы
  5. Модем
Оперативная память или оперативное запоминающее устройство (ОЗУ); комп. жарг. память, оперативка — энергозависимая часть системы компьютерной памяти, в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код.
Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) — энергонезависимая память, используется для хранения массива неизменяемых данных.
Процессор – это «мозг» компьютера, его основная микросхема. Процессор управляет работой каждого устройства компьютера и разрешает выполнение программного кода.
Видеокарта (также видеоадаптер, графический адаптер, графическая плата, графическая карта, графический ускоритель) — устройство, преобразующее графический образ, хранящийся как содержимое памяти компьютера.
Сетевая карта  - это устройство, которое позволяет создавать локальную сеть, соединяя компьютеры между собой и/или выходить в интернет.
Звуковая карта (или аудиокарта) – это компонент компьютера, отвечающий за обработку и вывод звука.
Видео Современные компьютерные устройства
 
Электронная рабочая тетрадь
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверка знаний
 
 
свернуть

Операции над множествами

Операции над множествами.
Теоретическая часть
        Для множеств, как и для высказываний, определены свои операции. 

Два множества А и В равны (А=В), если они состоят из одних и тех же элементов.
Например, если А={1,2,3,4}, B={3,1,4,2} то А=В.

        Пересечение множеств характеризуется логической связкой И и обозначается значком ∩
Пересечением (произведением) множеств А и В называется множество А ∩ В, элементы которого принадлежат как множеству А, так и множеству В.

Например, если А={1,2,4}, B={3,4,5,2}, то А ∩ В = {2,4}

Пресечение множеств

       Объединение множеств характеризуется логической связкой ИЛИ и обозначается значком ∪

Объединением (суммой) множеств А и В называется множество А ∪ В, элементы которого принадлежат хотя бы одному из этих множеств.
Например, если А={1,2,4}, B={3,4,5,6}, то А ∪ B = {1,2,3,4,5,6}
Объединение множеств
 

Разностью множеств А и В называют множество А\В, каждый элемент которого принадлежит множеству А и не принадлежит множеству В.

Например, если А={1,2,3,4}, B={3,4,5}, то А\В = {1,2}. Разность А\В читаются следующим образом: «а без бэ». 
Разность множеств А и В
 
Видео Операции над множествами
 
Практическая работа
Задание 1. Даны множества A={a, e, f, j, k}, B={f, i, j, l, y}, С={j, k, l, y}, D={i, j, s, t, u, y, z}. Найдите:
  1. А ∪ В
  2. А ∩ В
  3. C ∩ B
  4. A ∪ D
  5. (A ∩ C) ∪ (B ∩ C)
Для каждого задания постройте круги Эйлера.
 
Задание 2. Даны множества:
     Множество обитателей моря: А =  {кит, акула, дельфин, медуза, краб}.
     Множество млекопитающих: В = {корова, собака, кит, кошка, дельфин}.
Найдите и постройте круги Эйлера для этих множеств:
  1. А ∪ В
  2. А ∩ В
Определите истинность  высказываний:
     а) Кит - обитатель моря или кит - млекопитающее.
     б) Дельфин - обитатель моря и дельфин - млекопитающее.
     в) Краб - обитатель моря и краб - млекопитающее.
     г) Кошка - обитатель моря или кошка - млекопитающее
    
Электронная рабочая тетрадь
1. Операции над множествами(заполните пропуски)
 
 
3. Операции над множествами(простой порядок)
 
 
5. Операции над множествами(таблица соответствий)
 
свернуть

Множества

Теоретическая часть

Множество – это совокупность объектов (элементов), которые понимаются как единое целое. Объекты, составляющие множества, называются элементами множества.
Множества обозначаются прописными буквами латинского алфавита: A, B, X, Y, A1, A2, …, элементы множеств – строчными буквами: a, b,x, y, a1, a2, … .
Множества бывают:

  • конечные; частный случай – единичное (одно элементное) множество, например, множество преподавателей в этой аудитории, или множество десятичных цифр;
  • бесконечные; пример – множество натуральных чисел;
  • пустое {Ø}. Пустым множеством называют множество, не содержащее ни одного элемента.

а ∈ М (элемент а принадлежит множеству М), а ∉ М(элемент а не принадлежит множеству М). Если множество M состоит из элементов a, b, c, то это записывают так: M = {a, b, c}.
     Множество В является подмножеством множества А, если каждый элемент множества В принадлежит множеству А. Иными словами, множество В содержится во множестве А, Обозначается: В ⊂ А.  Значок ⊂ называют значком включения. Пример: {1,2,3}⊂ {1,2,3,4,5,6}/Запись А ⊄ М обозначает, что множество А не является подмножеством множества М.

      Для наглядной геометрической иллюстрации множеств и отношений между ними используют круги Эйлера. Каждое множество изображается кругом. Если какое-либо множество является подмножеством другого множества, то один круг изображается внутри другого. Например, если M — множество всех хищников, а A — множество всех львов (A ⊂ M), то это обозначается таким образом:
 
Видео Множества
   
 
 Практическая часть
Задание 1. Дополните каждое из множеств 1-2 элементами.
  1.  В = {клавиатура, сканер, web-камера};
  2.  С = {монитор, принтер, наушники};
  3.  D = {дискета, CD-RW, DVD-RW }.

Задание 2. Удалите лишний элемент в каждом множестве

  1. В = {процессор, винчестер, оперативная память, дискета)};
  2. С = {монитор, принтер, системный блок, клавиатура};
  3. D = {принтер, клавиатура, сканер, web-камера}.
Задание 3. Среди предложенных множеств выберите пустые множества.
  1. Множество натуральных чисел.
  2. Множество акул в реке Днепр.
  3. Множество людей на Солнце.
  4. Множество натуральных чисел.
  5. Множество двухзначных чисел, меньших 9.
Задание 4. Определите, какое из  множеств является подмножеством другого.
  1. Множество чисел (А) и множество натуральных чисел (В).
  2. Множество стран мира (М) и множество стран Европы (Е).
  3. Множество  лиственных деревьев (С) и множество деревьев (Р).
  4. Множество квадратов (К) и множество прямоугольников (П).
Задание 5. Запишите по 3-4 элемента, которые входят в следующие множества:
  1. Множество носителей информации.
  2. Множество четных чисел.
  3. Множество обитателей рек.
  4. Множество молочных продуктов.
 
свернуть

Логические операции И, ИЛИ

Логические операции И, ИЛИ
Теоретический материал
Логическая операция И (AND, логическое умножение или конъюнкция)

       Составное высказывание А И В, образованное в результате объединения двух простых высказываний А и B логической операцией И, истинно тогда и только тогда, когда А и В одновременно истинны. Если хотя бы одно из простых высказываний, связанных операцией И, будет ложным, то и составное высказывание будет ложным. Для записи логической операции И используют следующие обозначения: A И B,  A AND B,  A · B,  A * B, A∧ B,  A & B. 

Таблица истинности для операции И
 А В  А и В 
 И  И  И
 И  Л  Л
 Л  И  Л
 Л  Л  Л
Логическая операция ИЛИ (ОR, логическое сложение, или дизъюнкция)
     Составное высказывание А ИЛИ В, образованное в результате объединения двух простых высказываний А и B логической операцией ИЛИ, ложно тогда и только тогда, когда А и В одновременно ложны. Составное высказывание А ИЛИ В будет истинным, если истинно хотя бы одно из двух составляющих его простых высказываний.  Для записи логической операции ИЛИ можно использовать следующие выражения: A ИЛИ B, A OR B, A + B, A∨ B, A | B. 
Таблица истинности для операции ИЛИ
 А В  А или В 
 И  И  И
 И  Л  И
 Л  И  И
 Л  Л  Л

        Если в логическом выражении присутствует несколько логических операций, то важно определить порядок их выполнения. Наивысшим приоритетом обладает операция НЕ. Логическая операция И, т. е. логическое умножение, выполняется раньше операции ИЛИ — логического сложения.
Видео Логические операции И, ИЛИ

 
Практическая часть
Задание 1. Определите, истинными или ложными являются нижеприведенные составные высказывания:
  • Сосна - хвойное дерево, И кедр - не хвойное дерево.
  • Принтер - устройство вывода информации ИЛИ клавиатура - устройство ввода информации.
  • Мяч - круглый И Карась - рыба.
  • Соловей - перелётная птица ИЛИ щука - морская рыба.
Задание 2. Определите, истинными или ложными являются высказывания:
  • 45 - четное число
  • 20 > 7 ИЛИ 8<20
  • Иногда во время дождя бывает радуга
  • Акула - хищная рыба И зимой - холодно.
Электронная рабочая тетрадь
 
 
Проверка знаний
 
 
свернуть

Логика высказываний

Логика высказываний
 
Теоретический материал 
     Высказывание — повествовательное предложение (утверждение), о котором в настоящее время можно сказать, истинно оно или ложно.
    Истинное высказывание - высказывание, в котором заключена правдивая информация.
    Ложное высказывание - высказывание, в котором заключена неверная информация.
    Составные высказывания - высказывания, которые состоят из простых высказываний, соединенных друг с другом логическими операциями И, ИЛИ, НЕ.
 
Пример. Земля является планетой Солнечной системы (истинно)
                 Все дети - ученики (ложно)
 
Логическая операция НЕ
      Логическая операция НЕ (отрицание или инверсия) меняет значение высказывания на противоположное: истинно на ложно, а ложно на истинно.
      Логическое отрицание получается из высказывания путем добавления частицы «не» к сказуемому или с использованием оборота «неверно, что…»
      Если высказывание содержит слова «все», «всякий», «любой», то отрицание такого высказывания строится с использованием слов «некоторые», «хотя бы один». И наоборот, для высказываний со словами «некоторые», «хотя бы один» отрицание будет содержать слова «все», «всякий», «любой». Для записи логической операции НЕ можно использовать следующие выражения: НЕ А, Not A, ¬A,  ~A.
      Высказывание и его отрицание никогда не могут быть истинными или ложными одновременно.
Таблица истинности:
 А  Не А
 И Л 
 Л И 
Видео Логика высказываний
Практическая часть
Задание 1. Выберите предложения, которые являются высказываниями:
  • У слона есть хобот.
  • Пейте томатный сок!
  • Париж - столица Франции.
  • Все птицы улетают на юг.
  • Вперед, гардемарины!
Задание 2. Определите, истинными (И) или ложными (Л) являются высказывания с логической операцией НЕ.
  • Карась - не рыба
  • Витебск не является столицей Беларуси
  • Принтер не предназначен для печати.
Задание 3. Вставьте слова "все", "не все" так, чтобы высказывания стали истинными.
  • ........... дети - школьники.
  • ........... приборы - компьютеры.
  • ........... программы - игры.
  • ........... числа простые.
Электронная рабочая тетрадь
 
 
 
 
 
Проверка знаний
 
 
 
 
 
свернуть

Информация и её свойства. Представление информации в компьютере

Представление информации в компьютере
 
Теоретическая часть

Код - совокупность условных знаков, каждому из которых присваивается определенное значение

Двоичный код - набор из нулей и единиц.
Кодирование - преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером.
Декодирование - преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.
Бит - одна двоичная цифра: 0 или 1.

Байт - единица измерения количества информации, состоящая из восьми последовательных и взаимосвязанных битов.

Байт - это объём информации, который отводится для хранения цифрового кода одного символа
               1 байт= 8 бит
Например: Средняя школа - 13 байт=104 бит


Для обозначения большего объема информации используются другие единицы измерения:
   1 Кбайт (килобайт) = 1 024 байт;
   1 Мбайт (мегабайт) = 1 024 Кбайт  = 1 048 576 байт;
   1 Гбайт (гигабайт) = 1 024 Мбайт  = 1 048 576 Кбайт = 1 073 741 824 байт;
   1 Тбайт (терабайт) = 1 024 Гбайт  = 1 048 576 Мбайт = 1 073 741 824 Кбайт = 1 099 511 627 776 байт.

Азбука Морзе
 Видео Представление информации в компьютере
 
Практическая часть
Задание 1. Закодируйте с помощью азбуки морзе следующую информацию: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
 
Задание 2. Определите, сколько байтов в памяти компьютера занимает следующая информация: «Запас беды не чинит».
 
Задание 3. Раскодируйте следующую информацию:
Задание 4. Примерный объем школьного учебника - 180 страниц. На странице 35 строк по 40 символов в строке. Какой объем информации содержится в книге?
 
Задание 5. Выполните перевод единиц измерения информации:
  1. 34 байта в биты;
  2. 128 Кбайт в байты;
  3. 4685638 Мбайт в Гбайт.
  4. 10 032 бит в байты
Электронная рабочая тетрадь
 
 
 
 
 
Проверка знаний
 
  
свернуть