Наставничество

"Молодой обучает молодого"

5 апреля 2021 года в учреждении образования стартовала неделя педагогического мастерства «Молодой обучает молодого». Основной целью данного мероприятия являлась демонстрация профессиональных достижений молодых специалистов 1-3 года работы через основные формы организации образовательного процесса. В текущем учебном году в школе работает один молодой специалист-учитель начальных классов, Хило Елизавета Игоревна.

В рамках недели было запланировано проведение следующих мероприятий:

  1. Открытый урок «Весна и здоровье человека»
  2. Круглый стол «Современное учебное занятие: структура и конструирование»
  3. Классный час «Профессии наших отцов»

Открытие недели проходило на базе школьной библиотеки. Среди присутствующих были: директор, заместители директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, наставник начинающего педагога, а также молодой специалист.

Заведующий библиотекой организовала выставку новинок  научно-методической литературы для учителей начальных классов. Наставник познакомила присутствующих с планом работы в рамках недели педагогического мастерства «Молодой обучает молодого».

В ходе первого дня прошел открытый урок по учебному предмету «Человек и мир» на тему: «Весна и здоровье человека». Учебное занятие проходило на базе I «В» класса, ответственным за его проведение являлась начинающий педагог, Хило Е.И. Цели урока: содействовать осознанию пользы прогулок, подвижных игр на свежем воздухе, учить осуществлять правильный выбор мест для их совершения. В ходе реализации целей были решены следующие задачи: уточнить знания детей об изменениях в живой и неживой природе весной; сформировать представление о живительных силах прогулок весной безопасных и опасных местах для игр и прогулок; учить одеваться в соответствии с условиями погоды и возможной интенсивностью деятельности; стимулировать у учащихся потребность употреблять в пищу весеннюю зелень, богатую витаминами.

При организации деятельности на уроке молодой специалист активно опиралась на имеющийся у учащихся жизненный опыт, использовала методы и приемы, повышающие степень активности в учебном процессе. Учитель использовала приемы создания «интригующего начала урока», «эмоциональной завязки урока». На протяжении всего учебного занятия создавала ситуации успеха у учащихся, испытывающих затруднения при изучении учебного предмета. Наиболее активизирующий эффект на уроке имели ситуации, в которых учащиеся отстаивали своё мнение, принимали активное участие в обсуждении ситуаций, задавали вопросы своим одноклассникам и учителю, находили несколько вариантов возможного решения познавательной задачи. В ходе урока учитель использовала групповые и индивидуальные формы работы.

С целью создания условий для сохранения психофизического здоровья учащихся, развития у них внутренней мотивации учения, становления адекватной самооценки, развития творческих способностей, формирования умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности учитель использовала развернутые оценочные суждения, характеризующие процесс обучения и отражающие качественный результаты процесса обучения.

Выводы:

  1. В ходе анализа деятельности учителя было установлено, что педагог владеет эффективными приемами создания эмоционального, вызывающего интерес урока.
  2. Строго соблюдает педагогический такт, организует деятельность учащихся таким образом, чтобы большую часть времени они активно работали сами.
  3. Использует в работе здоровьесберегающие технологии, что не менее важно, чем результат самого урока.
  4. Молодой специалист владеет навыками четкого формулирования цели урока и его задач на каждом этапе учебного занятия.
  5. При подаче нового материала сбалансированно воздействует на зрение и слух, своевременно осуществляет комментирование «трудных» понятий.
  6. При подготовке к уроку и входе его проведения соблюдает простейшие гигиенические требования.

Выявленные трудности:

  1. В ходе урока молодой специалист не всегда способна поддержать порядок и дисциплину в классе, что влияет на качество усвоения учебного материала.

Пути решения:

  1. Запланировать и провести консультационную беседу «8 действенных способов наладить дисциплину в классе».

Срок: до 28.05.2021

Ответственные: Ефремова В.М, наставник

  1. Посетить открытые учебные занятия учителей, работающих с учащимися I-IV классов, с целью ознакомления с наиболее эффективными практическими методами поддержания дисциплины на уроке.

Срок: согласно графику открытых уроков и факультативных занятий

Ответственные: Хило Е.И., молодой специалист

06.04.2021 года состоялся круглый стол «Современное учебное занятие: структура и конструирование». В ходе данного мероприятия наставник, молодой специалист и заместитель директора по учебной работе обсудили наиболее актуальные вопросы организации и проведения урока в начальной школе: гигиенические требования к уроку, критические точки усвояемости учебного материала, компоненты общей дидактической структуры урока, типы уроков и их специфика (по Конаржевскому Ю.А.). Кроме того наставник разработала памятку для молодого специалиста «Требования к целям урока», «Распространенные ошибки формулирования целей урока». Под руководством наставника молодой педагог подготовила и озвучила варианты формулировки целей уроков разных типов (для учащихся).

08.04.2021 года в рамках недели педагогического мастерства «Молодой обучает молодого» и с целью демонстрации профессиональных достижений молодым специалистом был проведен классный час «Профессии наших отцов». На мероприятие были приглашены: заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебной работе, наставник.

Классный час был направлен на закрепление представлений учащихся I класса о мире мужских профессий, способствовал формированию добросовестного отношения к труду и понимания его роли в жизни человека и общества.

Проведение данного мероприятия дало возможность молодому специалисту проявить успешные результаты своей педагогической деятельности: компетентность, продуктивность, творчество, индивидуальный стиль работы.

В ходе классного часа педагог активно использовала приемы привлечения внимания учащихся: рассказывала юмористические, но в тоже время познавательные истории из личного опыта, обращалась к жизненному опыту самих учащихся, познакомила первоклассников с планом мероприятия, убедила их в ценности данного классного часа. Кроме того учитель провела пропедевтическую работу и предложила всем учащимся узнать, кем работают их отцы, самостоятельно составить краткий повествовательный рассказ.

В ходе мероприятия была организована ролевая игра, что позволило повысить эффективность и результативность проделанной работы. Предоставив каждому учащемуся возможность «примерить на себя» разные профессиональные роли, учитель смогла лучше познать детей, узнать их склонности и интересы, нереализованные желания, жизненные позиции.

Выявленные затруднения:

  1. Недостаточно сформировано умение ориентироваться в сложных педагоги­ческих ситуациях, перестраивать ход своей работы в зависимости от изменяющихся обстоятельств, когда учащийся потеряв интерес к деятельности, занимается посторонними делами тем самым отвлекает учителя и класс от основной работы.
  2. Учитель испытывает трудности в подборе методов и приемов воздействия на личность учащегося с целью поддержания интереса и дисциплины на всех этапах мероприятия.
  3. Не в полной мере использует методы и приемы стимулирования и мотивации деятельности учащихся на уроке.

Пути решения:

1. Запланировать и провести круглый стол «Как завоевать и сфокусировать внимание класса на уроке, факультативном занятии, внеклассном мероприятии».

Срок: сентябрь-ноябрь 2021 года

Ответственные: заместитель директора, Буйвидович А.В, наставник, Ефремова В.М.

2. Провести мастер-класс по разработке сценария внеклассного мероприятия для учащихся на I ступени общего среднего образования с использованием ИКТ.

Срок: январь, 2022 года

Ответственные: руководитель ШМО классных руководителей учащихся I ступени общего среднего образования, заместитель директора по воспитательной работе, Гриб С.А.

09.04.2021 года в ходе заключительного дня недели педагогического мастерства с целью определения профессиональной компетентности молодого специалиста наставником была проведена диагностика, что позволило выявить потребности начинающего педагога по всем направлениям развития профессионального  мастерства; объективно оценить промежуточные результаты педагогической деятельности начинающего учителя; определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности; наметить программу роста педагогического мастерства молодого специалиста; учесть при организации методической работы в следующем учебном году не только проблему взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями; обеспечить оптимальное планирование методической работы с молодыми специалистами в 2021/2022 учебном году.

Анализ анкетирования показал, что уровень подготовки начинающего педагога достаточный. Учитель начальных классов легко обучаема и не испытывает существенных трудностей при планировании своей работы.

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве Государственного учреждения «Молодечненская средняя школа  № 4»

УТВЕРЖДЕНО

Приказ директора Молодечненской

средней школы № 4

31 августа 2020 № 198

 Положение о наставничестве

1.Общие положения.

1.1.Школьное наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами.

Наставник – опытный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Молодой специалист – выпускник, получивший среднее специальное или высшее образование по дневной форме обучения за счет средств республиканского и (или) местного бюджета и направленный на работу по распределению.

1.2.Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания предметной специализации и методики преподавания.

2.Цели и задачи наставничества.

2.1.Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

2.2.Основными задачами школьного наставничества являются:

  • привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в учреждении образования;
  • ускорение процесса профессиональной адаптации педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива учреждения образования и правил поведения в учреждении образования, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей педагога.

3.Организационные основы наставничества.

3.1.Наставничество организуется на основании приказа руководителя учреждения образования.

3.2.Руководство деятельностью наставников осуществляют заместитель директора по учебной работе и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество.

3.3.Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников учреждения образования:

  • впервые принятыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в учреждениях образования;
  • выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений, прибывшими в учреждениях образования по распределению;
  • педагогами, нуждающимся в дополнительной подготовке для проведения уроков/занятий в определённом классе/группе (по определённой тематике).

3.4.Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым педагогом в период наставничества. Оценка дается во время промежуточного и итогового контроля.

4.Обязанности наставника:

  • знать требования законодательства в сфере образования, ведомственные и локальные нормативные акты, определяющие права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
  • разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
  • изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу учреждения образования, учащимся/воспитанников и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
  • вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
  • проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом уроков/занятий и внеурочных мероприятий, выполнение плана профессионального становления;
  • оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
  • личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в учреждении образования, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
  • подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

5.Обязанности молодого специалиста.

5.1.Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается приказом руководителя учреждения образования.

5.2. В период наставничества молодой специалист обязан:

  • изучать нормативную документацию, нормативные акты, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности учреждения образования, функциональные обязанности по занимаемой должности;
  • выполнять план профессионального становления;
  • постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
  • учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
  • совершенствовать свой профессиональный и культурный уровень;
  • периодически отчитываться о своей работе перед наставником.
  1. Руководство работой наставника.

6.1.Организация работы наставников и контроль за их деятельностью возлагается на заместителя директора учреждения образования по учебной работе.

6.2.Заместители директора по учебной и воспитательной работе обязаны:

  • представить назначенного молодого специалиста педагогам учреждения образования, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
  • создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закреплённым за ним наставником;
  • посетить отдельные уроки/занятия и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
  • организовать обучение наставников передовым формам и методам работы, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
  • изучать, обобщать и распространять положительный опыт организации наставничества в образовательном учреждении;
  • определить меры поощрения наставников.
свернуть

Индивидуальный план работы с молодым специалистом