Специальное образование. Рекомендации учителя-дефектолога

5 ПРОСТЫХ СПОСОБОВ ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ С АУТИСТИЧЕСКИМ РАСТРОЙСТВОМ

  1. Узнайте об аутизме побольше. Очень часто мифы и предрассудки мешают аутичным людям жить. Запоминайте всю информацию об аутизме, которую вы уже знаете и используйте ее в повседневной жизни. Проверяйте информацию об аутизме, которую вы встречаете.
  2. Никогда не судите других людей, в том числе случайных знакомых, по себе. Другие люди могут мыслить совсем иначе.
  3. Говорите с аутичным человеком так, как вы говорили бы с неаутичным человеком в аналогичной ситуации. Не надо сюсюкаться с ними как с младенцами.
  4. Учитывайте мнение аутистов во всех вопросах, касающихся их жизни. Помните, аутичные люди знают лучше неаутичных, какая именно помощь им нужна.
  5. Вам было бы сложно постоянно играть какую-то роль, постоянно притворяться другим человеком? Вести себя так, как вы не привыкли себя вести? Аутичным людям тоже сложно постоянно притворяться. Позвольте аутичным людям вести себя естественным для них образом.

И не забывайте, что аутичные люди — лучшие эксперты во всем, что касается их опыта! 

Маленькие аутичные дети могут казаться странными, потому что многие из них:

  1. Не играют в игрушки «как принято», редко изображают ситуации из жизни.
  2. Не используют указательный жест.
  3. Не улыбаются в ответ.
  4. Не поддерживают контакт глазами во время разговора.
  5. Не откликаются на имя.
  6. Говорят странно, чаще цитируют книги, мультфильмы и понравившиеся фразы, чем используют речь для обычного общения, либо вообще не разговаривают. 

Если у вашего ребенка есть один из этих признаков, это не значит, что он обязательно аутичный. К тому же, могут быть аутичные дети, у которых этих признаков нет. Эти признаки не означают, что вам надо отучать ребенка от подобного поведения, делая его «неотличимым от сверстников»   (этого как раз делать не нужно). Это просто значит, что вам стоит обратить на особенности ребенка внимание, и, возможно, сводить его к хорошему специалисту.

Если вы узнаете о его аутичности, информация об аутизме поможет вам лучше понять друг друга, и научиться договариваться.

И не забудьте рассказать ему о его аутичности, если диагноз подтвердится! Это очень важная информация, и у ребенка есть право ее знать.

Очень многие конфликты между аутичными детьми и их родителями возникают из-за того, что родители скрывают от аутичных детей их диагноз. Многие аутичные дети не могут простить это родителям, когда вырастают, потому что из-за незнания диагноза им было сложнее понять суть своих отличий от большинства людей, и принять себя такими, какие они есть.

Некоторые аутичные люди не могут говорить устно, но это не значит, что они не могут общаться. А некоторые могут говорить только иногда.

Они могут использовать для общения:

  1. специальные карточки с картинками;
  2. картинки на электронном устройстве; — письменное общение;
  3. печатную речь (например, печатать на телефоне или планшете);
  4. электронные устройства, которые озвучивают напечатанные или выбранные слова;
  5. жестовый язык;
  6. различные простые жесты, звуки и мимику;
  7. и некоторые другие нетипичные методы общения.

Некоторым людям, которые пользуются специальными устройствами, нужна помощь для того, чтобы их использовать. Например, для того, чтобы печатать текст. А некоторые печатают полностью самостоятельно. И то, и другое — нормально.

свернуть

АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

Организация обучения детей с аутистическими нарушениями предполагает создание для них адаптивной образовательной среды с особой организацией пространства и визуализацией времени. Адаптивная среда обучения – это именно та среда, в которой сенсорные особенности аутичного ребенка находят понимание и поддержку.

Для создания адаптивной образовательной среды педагогу следует:

  1. Обозначать четкие визуальные и материальные границы пространственных зон.

Для этого используют специально приспособленные перегородки, предметы мебели, различные покрытия на пол или маркировки. Четкие физические и индивидуальные границы помогают учащемуся понять, что каждое средовое пространство имеет начало и конец. Например, разделение стола на две части с помощью перегородки, клейкой ленты или четкой линии делает видимым пространство, которое каждый из двух сидящих за столом учеников считает своим. Место ребенка с аутистическими нарушениями можно обозначить табличкой с его именем и фамилией.

  1. Минимизировать количество раздражителей в классе.

Для этого используются одноместные рабочие столы. С помощью установки на стол невысоких ширм можно уменьшить количество визуальных отвлекающих факторов. Такая обособленность также будет снижать возможную тревожность ребенка.

  1. Рационально организовывать рабочее место учащегося.

Учащихся с аутистическими нарушениями важно приучать к порядку на рабочем месте, используя картинки, цветовые обозначения, цифры, знаки и т.д. На рабочем месте ребенка делается разметка: маркируются места размещения тетради, книги, ручки, карандаша, линейки. Также можно использовать контрастную обводку или нарисовать контуры этих предметов. Для удобства предметы размешаются в разных коробках.

  1. Маркировать учебные принадлежности.

С помощью сигнальных опор маркируются учебники и соответствующие им тетради, например, маркерами оранжевого цвета обозначают учебники и тетради по математике, зеленого–по русскому языку и т.д. Аналогично можно маркировать необходимые разделы в учебниках, учебные принадлежности, мебель и др. Сигнальные опоры позволяют ребёнку быстро ориентироваться и без внешней помощи организовывать свою деятельность.

  1. Разделять пространство на зоны по видам деятельности.

Помещения учреждения образования делятся по видам деятельности на конкретные пространственные зоны (учебную, игровую, столовую, гигиеническую и др.). Зоны обозначаются соответствующими пиктограммами, отражающими деятельность в этой пространственной зоне, что облегчает ориентировку детей в учреждении образования. В классе это могут быть следующие зоны: зона самостоятельной работы, зона работы учителя с учащимся один на один, зона групповой игры. Все эти зоны должны иметь четкие визуальные границы, чтобы ребенок с аутизмом понимал назначение данного участка пространства. Обязательно выделяется зона отдыха, или «уголок уединения», где ребенок может побыть один, отдохнуть и снизить уровень стресса в момент сенсорной перегрузки без посторонней помощи. В этой зоне могут находиться личные предметы ребенка, а также маленькие предметы (прищепки, веревочки, мячики и др.) в так называемой «релаксационной корзине». Необходимо объяснить ребенку, что в ситуации нарастания у него отрицательных эмоций он может, с разрешения учителя, переместиться в это тихое изолированное место или взять на свое рабочее место успокаивающий его предмет из «релаксационной корзины». Это значительно снижает тревожность ребенка и устраняет некоторые его поведенческие проблемы.

  1. Наглядно представлять последовательность событий во времени.

Ребенок с аутистическими нарушениями нуждается в визуализации времени. Для того чтобы он смог устанавливать причинно-следственные связи между отдельно происходящими событиями и явлениями, необходима специальная организация пространства в классе с применением зрительных опорных сигналов, которые помогают аутичным детям сосредоточиться на актуальной информации. Визуализация организуется с помощью наглядно представленной последовательности действий в виде расписания.

Визуализированное расписание занятий помогает учащемуся самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому, из одной зоны в другую, сообщая, куда ему необходимо направиться после окончания конкретной работы.

Таким образом, создание адаптивной образовательной среды позволит уменьшить «поведенческие» проблемы ребенка с аутистическими нарушениями и поможет ему приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые окружают нас в обыденной жизни. 

 

свернуть

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АУТИЗМЕ, КОТОРУЮ НАДО ЗНАТЬ КАЖДОМУ

Итак, вы встречаете аутичных людей каждый день, потому что по статистике примерно каждый сотый человек — аутист. Аутисты могут быть среди людей, которых вы встречаете в метро, среди ваших знакомых, родственников, коллег и друзей. Они могут сами не знать о том, что они аутисты. Вы тоже можете быть аутистом, и не знать об этом. Или у вас может быть аутичный ребенок, но при этом вы можете не подозревать о его аутичности, и списывать его особенности на другие, более известные причины.

Аутичные люди: 

  1. рождаются аутичными и не могут стать неаутичными;
  2. бывают всех возрастов, но взрослые аутисты гораздо реже имеют официальный диагноз, и гораздо реже знают о своей аутичности;
  3. могут иметь семью.у многих взрослых аутистов есть дети. часто эти дети тоже аутисты;
  4. знают, что такое аутизм, лучше любого специалиста по вопросам аутизма, потому что аутизм — часть их жизни;
  5. зачастую не считают аутизм болезнью;
  6. у аутичных людей есть свои слабые и сильные стороны… 

Аутичным людям может быть сложно:

  1. Формулировать свои мысли словами. Поэтому они могут «тормозить» во время разговора. Часто аутистам сложно описать устно то, что они думают и чувствуют. Некоторые аутисты вообще не могут говорить или начинают говорить позже своих сверстников.
  2. Смотреть в глаза и одновременно формулировать свои мысли.
  3. Понимать намеки, слова, обозначающие эмоции и абстрактные понятия.
  4. Понимать эмоции по лицу, жестикуляции и голосу неаутичного собеседника.
  5. Запоминать лица людей.
  6. Заниматься делами, в которых надо устанавливать и соблюдать четкую последовательность действий, например, выполнять уборку по дому.
  7. Приспосабливаться к смене планов и к неожиданным переменам.
  8. Терпеть прикосновения.

 

Аутичным людям может быть очень легко: 

  1. Понимать эмоции других аутичных людей по их голосу, выражению лица и жестикуляции.
  2. Понимать, как мыслят другие аутичные люди.
  3. Изучать темы, которые их интересуют. Это может быть что угодно, от ядерной физики до огнетушителей. Многие аутичные люди, фактически, живут своими интересами.
  4. Рассуждать о чем-то, основываясь на логике, а не на стереотипах и эмоциях.
  5. Успокаиваться и приходить в себя, тряся руками, повторяя определенные фразы, раскачиваясь из стороны в сторону, кружась, бегая туда-сюда или повторяя другие подобные действия. Многие аутичные люди, таким образом, не только успокаиваются, а и просто выражают свои эмоции, как вы выражаете их с помощью улыбки или слез. Да, и при этом они, как и вы, тоже могут смеяться и улыбаться.
  6. Зачастую у аутистов память бывает лучше, чем у неаутистов. Многие аутичные люди имеют хорошие способности к языкам, к точным наукам или к пониманию физических явлений. Большинство аутистов менее восприимчиво к пропаганде, чем неаутисты.

Помните, аутизм — не болезнь, а часть личности. Если «убрать» аутизм, человек перестанет быть собой. Аутизм влияет на то, как человек думает, воспринимает общение, воспринимает культуру, чувствует мир, и даже на то, как он относится к своим интересам. 

свернуть
поделиться в: