6 класс
Компьютерные презентации
Составление алгоритмов для исполнителя Чертежник
Использование вспомогательных алгоритмов
- иметь имя, по которому его можно вызвать из других алгоритмов;
- возвращать управление тому алгоритму, из которого он был вызван. После того как завершится выполнение вспомогательного алгоритма, вызвавший его алгоритм должен продолжить работу с той точки, в которой он был прерван;
- иметь возможность вызывать другие алгоритмы;
- иметь достаточно малые размеры
Program Elka;
uses Drawman;
begin
Field(9,9);
ToPoint (1,1);
PenDown; 1-й треугольник
OnVector(3,2);
OnVector(3,-2);
OnVector(-6,0);
PenUp;
ToPoint (1,3);
PenDown; 2-й треугольник
OnVector(3,2);
OnVector(3,-2);
OnVector(-6,0);
PenUp;
ToPoint (1,5);
PenDown; 3-й треугольник
OnVector(3,2);
OnVector(3,-2);
OnVector(-6,0);
PenUp;
ToPoint (0,0);
End.
PenDown;
OnVector(3,2);
OnVector(3,-2);
OnVector(-6,0);
PenUp;
Program Elka;
uses Drawman;
procedure Triangle;
begin
PenDown;
OnVector(3,2);
OnVector(3,-2);
OnVector(-6,0);
PenUp;
end;
begin
Field(9,9);
ToPoint (1,1);
Triangle;
ToPoint (1,3);
Triangle;
ToPoint (1,5);
Triangle;
ToPoint (0,0);
End.
Электронная рабочая тетрадь
Задание 1- Создание алгоритмов(заполните пропуски)
Составление алгоритмов с помощью готовых фрагментов
Команда OnVector(a,b) перемещает перо Чертежника на a единиц по оси Ох и на b единиц по оси Оy относительно текущего состояния.
Если a=0, то перо по оси Ох не смещается.
Если b=0, то перо по оси Оу не смещается.
Если a>0 и b=0, перо смещается вправо.
Если a<0 и b=0, перо смещается влево.
Если b>0 и a=0 перо смещается вверх.
Если b<0 и a=0, перо смещается вниз.
В остальных случаях новое положение пера можно получить, сместив его сначала по оси Ox на a единиц (вправо или влево в зависимости от знака), а затем по оси Oy на b единиц (вверх или вниз).
Хитрости работы с текстом программы.
1) Сначала программа составляется на бумаге, а потом набирается на компьютере. При этом рисунок выполняется точно по клеточкам. При наборе помечайте в тетради, сколько строк вы уже набрали.
2) Набирайте весь текст программы на английском языке, не переходите на русский.
3) Каждую команду набирайте с новой строки.
4) Повторяющиеся команды можно копировать в буфер обмена и вставлять из него нужное количество раз. Для этого нужно выделить набранное, щелкнуть команду «копировать», передвинуть курсор на место вставки, щелкнуть команду «вставить» нужное количество раз.
5) Если команду набрали не в том месте – просто выделите её и перетащите левой кнопкой мыши на нужное место.
Field(6, 5);
ToPoint(1,1);
PenDown;
OnVector(3,2);
PenUp;
OnVector(1,-2);
...............
end.
Изменение готовых алгоритмов для исполнителя Чертежник
Для создания произвольного поля размера 20 x 30 используется процедура StandardField без параметров, а для создания поля размера N x M - процедура Field(N,M). Переменные N и M следует заменить на цифровые значения (например Field(10,10); ). После запуска программы откроется окно, в котором расположено поле Чертежника ( данном случае поле будет размером 10 на 10 клеток) .
Каждая точка на поле чертёжника задаётся 2-мя координатами: x и y. X-координаты отсчитываются по горизонтали слева направо. Именно они расположены в нижней части поля чертёжника. Y-координаты, соответственно, отсчитываются по вертикали снизу вверх и расположены в левой части поля чертёжника.
Как же определить: какие координаты у нужной нам точки? Очень просто: от необходимой нам точки начинайте мысленно двигаться вертикально вниз - вы "упрётесь" в x-координату этой точки. После этого от этой же точки начинайте мысленно двигаться влево - вы "упрётесь" в y-координату.
Координаты точек и векторов – только целые числа. Наберите пример программы, по которой Чертежник рисует звездочку.
program Star;Знакомство с исполнителем Чертежник
Исполнитель Чертежник предназначен для построения рисунков и чертежей на плоскости с координатами. Исполнитель Чертежник имеет перо, которое он может поднимать, опускать и перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остается след.
Исполнитель Чертежник изображается маленьким квадратом. Отрезки, которые надо нарисовать исполнителю, изображаются красным цветом, отрезки, нарисованные исполнителем Чертежник, — синим цветом. Если перо опущено, исполнитель Чертежник изображается квадратом меньшего размера.
Среда обитания исполнителя Чертежник — координатная плоскость. Она образуется двумя перпендикулярными прямыми (координатными осями). Ось X направлена вправо. Ось Y направлена вверх. На оси нанесены числа. Эти числа позволяют определить координаты всякой точки на плоскости.Исполнитель Чертежник может ходить по полю и рисовать линии пером. Если перо поднято, он просто перемещается в другое место, если перо опущено - рисует за собой линию.
Исходное положение пера исполнителя Чертежник: поднято и находится над точкой (0, 0). В таком же положении должно быть перо после выполнения программы. Помните, что Чертежник не может ходить за пределами своего поля, если он попытается туда выйти, то машина фиксирует ошибку и выполнение программы прекращается.
Система команд исполнителя Чертежник
PenDown - Опустить перо PenUp - Поднять перо ToPoint(x,y) - Переместить перо в точку(х,у) OnVector(a,b) - Переместить перо на вектор(a,b)
Команды исполнителя Чертежник содержатся в модуле Drawman. Для работы с Чертежником, надо подключить модуль Drawman в разделе подключения модулей программы.
Program Primer; uses Drawman; begin
При работе в системе программирования Pascal ABC в процессе выполнения программы могут возникнуть ошибки. Ошибка может оказаться на месте нахождения курсора или в предыдущей строке.
Окно исполнителя Чертежник
Кнопки управления Чертёжником:
Пуск (Enter) - запуск чертёжника;
Шаг (Space) - пошаговый запуск чертёжника;
Выход (Esc) - закрытие окна чертёжника;
Справка (F1) - справка по основным командам чертёжника;
Скорость - Регулировка скорости выполнения алгоритма (от 1 до 10);
Видео Исполнитель Чертежник
Program zadacha1;
uses Drawman;
begin
Среда программирования PascalABC.Net
Среда программирования
Для вызова среды программирования Pascal ABC необходимо запустить на выполнение файл PascalABC.exe или загрузить среду посредством ярлыка, если он существует на рабочем столе.
Для создания нового файла необходимо выполнить следующие действия: Файл/Новый. На экране откроется чистое окно с именем Program1.pas. , его при сохранении файла желательно изменить.
При вводе и редактировании текста программы используются такие же приемы, как и при работе в текстовом редакторе. С помощью команды Помощь - Содержание можно ознакомиться со справочной системой Pascal ABC.
Для сохранения программы необходимо выполнить команду Файл/Сохранить как…имя файла.
Для загрузки программы из файла необходимо выполнить команду Файл/Открыть выбрать файл..
Для выполнения программы необходимо выполнить команду Программа/Выполнить, либо нажать клавишу F9.
Если в программе отсутствуют ошибки, на экране монитора можно увидеть результат выполнения программы. При обнаружении ошибок курсор устанавливается в области ошибки, а в окне вывода выдается сообщение об ошибке. В этом случае следует исправить ошибки и снова выполнить программу.
Наиболее часто встречающиеся ошибки при работе в системе программирования Pascal ABC:
- «неожиданный символ» - символ введен не с регистра английских букв;
- «ожидался символ "точка", "точка с запятой", Begin и др.»- отсутствует необходимый символ или команда;
- «неизвестное имя» - неправильно введена команда;
- «ошибка ввода» - неверно указано имя файла;
- «ожидался конец файла» - ошибки в команде end.
Структура программы
Программа, записанная на языке Pascal может содержать следующие разделы:
- Заголовок (Program)
- Раздел меток (Label)
- Раздел констант (Const)
- Раздел типов (Type)
- Раздел переменных (Var)
- Раздел процедур и функций (Procedure, Function).
- Раздел операторов (Begin...End)
Все программы обязательно имеют раздел заголовка и раздел операторов, остальные составляющие могут отсутствовать. При отсутствии некоторых частей программы общий порядок их следования сохраняется. Разделы между собой разделяются знаком ";" Раздел операторов заключается в операторные скобки. Это зарезервированные слова Begin, End. Раздел операторов заканчивается точкой. Раздел "заголовок" начинается с зарезервированного слова program, за которым указывается имя программы. В качестве имени может использоваться любой набор символов алфавита с несколькими исключениями:
- нельзя использовать зарезервированные слова;
- нельзя начинать имя с цифры;
- при использовании имени не используется пробел.
Программа на языке Pascal может иметь следующий вид:
Program <имя программы>;
<раздел описаний, в котором описываются данные>
Begin
<раздел команд (тело программы)>;
End.
Видео Среда программирования
Практическая часть
Запись основных алгоритмических конструкций
Самой простой является словесная форма - описание алгоритма с помощью привычных для человека предложений и фраз. В этом виде алгоритм представляет собой описание последовательности этапов обработки данных, изложенное в произвольной форме. Словесная форма удобна для человеческого восприятия, но страдает многословностью и неоднозначностью.
Алгоритм. Исполнитель алгоритмов
Понятие алгоритма относится к фундаментальным концепциям информатики, хотя и возникло задолго до появления компьютеров, и стало одним из основных понятий математики.
Слово "алгоритм" произошло от имени среднеазиатского математика Мухамеда из Хорезма (по-арабски - Аль Хорезми (IX в)) и использовалось в математике для обозначения правил выполнения четырех арифметических действий: сложения, умножения, вычитания и деления.
Мухаммед Аль Хорезми(787 - 850 гг.) подробно объясняет правила действия с числами, записанными в десятично-позиционной системе счисления, и исследует квадратные уравнения. Слова "алгебра" и "алгоритм" впервые появились в переводе его трактатов. Первое из них означало операцию переноса членов из одной части уравнения в другую, а второе – искаженное имя автора – Аль Хорезми – Algorithmi. Оно применялось первоначально для обозначения правил вычисления в десятичной позиционной системе счисления.
Алгоритм - конечная последовательность команд исполнителю, выполнение которых приводит к решению поставленной задачи.
Для пояснения понятия алгоритм важное значение имеет понятие исполнитель алгоритма, т.к. действия всегда выполняются некоторым исполнителем (человеком, группой людей, животное, особой машиной – автоматом и т.д.).
Исполнителя характеризуют:
- Среда;
- Система команд;
- Отказы.
- Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определённом порядке)
- Точность (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае.
- Понятность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения).
- Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными).
- Результативность(отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных данных).
Компьютерные программы
Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.
Файл — это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.
Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение. Собственно имя файлу дает пользователь, а расширение файла обычно задается программным приложением автоматически при его создании.
Расширение файла - конкретная последовательность символов (букв и цифр), следующая за именем файла через символ точки "." и применяемая для идентификации типа файла программными продуктами и/или пользователем. То есть с помощью расширения файла программы и человек понимают (если знают) какой тип данных заключен в конкретном файле, какими особенностями он обладает, что необходимо для его исполнения.
Тип файла - это определенная спецификация (одна из многих), описывающая действительную структуру файла. В соответствии с данной структурой файл обрабатывается программами и хранится на носителе. Видимая для пользователя часть типа файла - это расширение файла.
В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита, разрешается использовать пробелы и другие ранее запрещенные символы, за исключением следующих девяти: / \:*?"< >|. В имени файла можно использовать несколько точек. Расширением имени считаются все символы, стоящие за последней точкой.
Роль расширения имени файла чисто информационная, а не командная. Если файлу с рисунком присвоить расширение имени txt, то содержимое файла от этого не превратится в текст. Его можно просмотреть в программе, предназначенной для работы с текстами, но ничего вразумительного такой просмотр не даст.
Список расширений, наиболее часто встречающихся на компьютере, вместе со списком программ, которые данный тип файла открывают указан в таблице
.exe | Исполняемый файл (программный бинарный файл) | Любая рабочая программа Windows, DOS, Symbian, OS/2 |
.msi | Инсталлятор программ (установщик) | Пакет программ, требующих установки (MS Office, например) |
.doc(docx) | Документ Word (Word 2010 и выше) | MS Word, одно из приложений Office |
.xls(xlsx) | Файл таблиц Excel (Excel 2010 и выше) | MS Excel, одно из приложений Office |
.ppt (pptx) | Файл презентаций PowerPoint | MS PowerPoint, одно из приложений Office |
.accdb | База данных Access | MS Access, одно из приложений Office |
.txt | Текстовый файл простого формата (документ) | Блокнот |
.mp3, .flac, .ape, .ogg, .wav, .ac3, .wma, .m4a, .aac, .midi, .kar и др. | Звуковой (цифровой) файл | Любой аудио-плеер (не только Windows) с необходимыми кодеками |
.bmp, .jpg(jpeg), .png, .gif, .tiff, .pds, .ico, .raw | Файл изображения | Стандартные менеджеры изображений, иногда специальные программы для конкретного формата |
.avi, .wmw, .mkv, .3gp, .flv, .mpeg, .mp4, .mov, .vob | Видео файлы | Различные плееры, главное условие - установлен необходимый кодек для вывода изображений соответствующего формата |
.rar, .zip, .7z, .tar, .gzip, .gz, .jar | Архивный контейнер | В большинстве случает хватает WinRar и 7-Zip для работы со всеми популярными архивами |
.html, .htm, .php | Веб-страница | Браузеры |
Файл электронного документа, подходит для передачи любой полиграфической продукции и прочего | Adobe Reader, Foxit PDF Reader и прочие |
дисковод:\путь\имя файла
Текущий дисковод – дисковод, с которым работает пользователь.
Путь к файлу – последовательность из имен каталогов или символов .., разделенных \.
Этот путь задает маршрут от текущего каталога или от корневого каталога диска к тому каталогу, в котором находится нужный файл.
Атрибуты файла устанавливаются для каждого файла и указывают системе, какие операции можно производить с файлами. Существует четыре атрибута:
- только чтение (R);
- архивный (A);
- скрытый (H);
- системный (S).
Атрибут файла «Скрытый». Файл с таким атрибутом не отображается в папке. Атрибут можно применять также и к целым папкам. Надо помнить, что в системе предусмотрена возможность отображения скрытых файлов, для этого достаточно в меню Проводника Сервис – Свойства папки – вкладка Вид – Показывать скрытые файлы и папки.
Атрибут файла «Архивный» имеют практически все файлы, его включение/отключение практически не имеет никакого смысла. Использовался атрибут программами резервного копирования для определения изменений в файле.
Атрибут файла «Системный» устанавливается для файлов, необходимых операционной системе для стабильной работы. Фактически он делает файл скрытым и только для чтения. Самостоятельно выставить системный атрибут для файла невозможно.
Для изменения атрибутов файла необходимо открыть окно его свойств и включить соответствующие опции.
Существуют также дополнительные атрибуты, к ним относятся атрибуты индексирования и архивации, а также атрибуты сжатия и шифрования.
При передачи и хранении различных файлов необходимо учитывать объем этих файлов. Если объем слишком велик, можно создать архив файлов с помощью программ архиваторов (7-zip, WinRAR, WinZip).
Запись информации - это способ фиксирования информации на материальном носителе.
На компакт-диски информация записывается с помощью специальных программ (Nero, CDBurnerXP, Burn4Free, CD DVD Burning и др.);
На остальные внешние цифровые носители информация записывается операциями копирования или перемещения.
Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.
Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла.
Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую иерархическую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева).
Начальный, корневой, каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, в каждом из них бывают вложенные каталоги 2-го уровня и т. д. Необходимо отметить, что в каталогах всех уровней могут храниться и файлы.
Для облегчения понимания этого вопроса воспользуемся аналогией с традиционным «бумажным» способом хранения информации. В такой аналогии файл представляется как некоторый озаглавленный документ (текст, рисунок и пр.) на бумажных листах. Следующий по величине элемент файловой структуры называется каталогом. Продолжая «бумажную» аналогию, каталог будем представлять как папку, в которую можно вложить множество документов, т.
Задание 1. Определите тип файла по заданному расширению. Укажите пример программного приложения, которое может быть использовано для работы с документами указанного типа. Ответы запишите в виде таблицы. Сохраните в своей папке под именем расширение.
Задание 2. Определите размер архива, если исходный размер папки равен 1, 25 МБ, а степень сжатия 90%.
Задание 3. Рассчитайте время передачи файла по интернету, если скорость соединения 128 кбит/сек, а объём файла 3 Мбайт. Используется формула:
Задание 4. Если скорость сети Интернет 512 кбит/сек, то какой объем файла можно скачать за 1,5 мин
Задание 5. Создать в своей папке папку «files». Используя поиск файлов по шаблону, найти на диске D: любые пять файлов с расширением .doc и выполните задания:
- Скопировать все найденные файлы в папку files.
- Отсортировать скопированные файлы по убыванию размера файла (при этом размер каждого файла должен отображаться на экране).
- Определить размер папки files (запишите размер папки в тетрадь).
- Переименовать все файлы так, чтобы у самого большого по размеру файла было имя 1, … а у самого маленького - 5
- Найти на диске D и скопировать в папку files 1 файл, имя которого содержит символы а
Технические средства. Работа в компьютерном классе
11.09.2019Периоды | Основные виды работ с информацией | Примеры средств |
До середины XVI века | Сбор и накопление | Перо, чернильница, бумага |
До середины XIX века | Сбор, накопление, распространение (передача) | Книгопечатный станок, |
Конец XIX века | Сбор, накопление, передача | Пишущая машинка, телефон, телеграф |
Начиная со второй половины XX в. | Сбор, накопление, передача, обработка | Электронные вычислительные машины (ЭВМ), в т.ч. персональные компьютеры |
Для сохранения и работы с информацией человек с давних времен использовал различные вспомогательные средства. Например, для записей мы сейчас применяем пишущие ручки, фломастеры, маркеры, карандаши. А предками их были птичьи либо выкованные из металла перья.
Для сбора нужной информации в настоящее время служат, например, средства измерения. Это линейка, транспортир, весы, тонометр, и т.д.
Также, для изучения трудно видимых объектов используются такие приспособления как лупа, микроскоп, телескоп.
Если нужно провести несложные расчеты, мы пользуемся калькулятором. В давние же времена изначально применяли счет на пальцах, нанесение засечек, счетные палочки, узелки и т.д. Затем, из простейших приспособлений рождались всё более сложные устройства, например, абак (счёты), арифмометр.
Сбор и накопление информации в XXI веке производится фото и видеосъемкой, начиная от бытовых фотоаппаратов до спутниковых систем для фотографирования земли из космоса. Осуществляется сканирование и распознавание текстов, начиная от одиночных страниц до библиотечных и музейных архивов. Ученые для сбора информации используют мощнейшие микроскопы и телескопы.
Современные носители данных позволяют сохранять информацию в очень больших объемах. Например, в мировой компьютерной сети присутствуют так называемые дата-центры. Это огромные хранилища данных, доступ к которым можно получить, находясь в любом месте земного шара.
Передача данных в наше время осуществляется с помощью радио и телевизионных систем, а также, компьютерных сетей.
Основным же средством для работы с информацией в настоящее время является компьютер. Мы активно используем персональные компьютеры в самых различных областях деятельности человека. В образовании, в науке, в медицине, в связи и т.д.
Также, почти все современные технические средства управляются небольшими встроенными в них компьютерами. Это и мобильный телефон, и планшет, и электронная книга, и навигатор, и еще много-много других устройств.
Современный компьютер способен работать с данными, представленными и в форме текста, и в графической форме, и в звуковой. Также, с помощью компьютера можно выполнять все основные операции над информацией, т.е. подготавливать, хранить, обрабатывать и передавать данные. Поэтому, компьютер является универсальным устройством для работы с информацией.
Структура компьютера
- Устройства вывода информации – монитор;
- Устройства ввода информации – клавиатура;
- Устройства обработки и хранения информации – расположены в системном блоке.
В системном блоке компьютера находится основной набор различных устройств:
Материнская плата – основное устройство системного блока, к которому подключены остальные устройства. Через материнскую плату происходит общение устройств системного блока между собой, обмен информацией.
Процессор – «мозг» системного блока. От его скорости во многом зависит быстродействие компьютера.
Оперативная память – память для временного хранения данных в компьютере. Она используется только тогда, когда компьютер работает. Пока компьютерная программа работает, в оперативной памяти хранится информация, нужная для ее работы.
Жесткий диск – служит для длительного хранения данных в компьютере. На нем хранятся программы и файлы пользователя.
Видеокарта – устройство, которое находится внутри системного блока. Видеокарта служит для получения изображения, которое формируется в системном блоке компьютера на монитор. Видеокарта «готовит» изображение. От видеокарты зависит качество изображения.
Звуковая карта – нужна для того, чтобы в компьютере работал звук.
Сетевая карта – служит для соединения компьютера с другими компьютерами по сети или для подключения к сети Интернет.
1. Познакомьтесь со свойствами компьютера, к которому вы имеете доступ в школе и
(или) дома. Для этого можно:
a) вызвать контекстное меню для объекта Мой компьютер (установить указатель мыши
на объект, нажать и отпустить правую кнопку мыши);
b) выбрать пункт Свойства;
c) прочитать имя компьютера, тип процессора и его характеристики, характеристики
оперативной памяти, тип используемой операционной системы.
2. Представьте полученную информацию в следующей таблице:
Свойство | Школьный компьютер | Домашний компьютер |
Имя компьютера | ||
Процессор | ||
Оперативная память (размер) |
||
Тип операционной системы |
Задание 2. Устройства внешней памяти
1. Познакомьтесь с устройствами внешней памяти компьютера, к которому вы имеете
доступ в школе и (или) дома. Для этого можно:
a) открыть объект Мой компьютер (установить указатель мыши на объект, дважды
быстро нажать и отпустить левую кнопку мыши);
b) открыть контекстное меню диска С;
c) выбрать пункт Свойства;
d) изучить информацию в открывшемся окне;
e) закрыть окно;
f) изучить информацию обо всех имеющихся на компьютере устройствах внешней
памяти.
2. Представьте информацию о диске С: в следующей таблице:
Емкость диска С: | Школьный компьютер | Домашний компьютер |
Всего | ||
Занято | ||
Свободно |
Задание 3. Работа с программой тренажер мыши или программой клавиатурный тренажер по усмотрению учителя.
Электронная рабочая тетрадь